История татарстана 19 век

Численность в России тыс. Проживают также в Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Азербайджане, Туркмении, на Украине, Белоруссии, Литве, Латвии, Эстонии, Финляндии, Турции. Общая численность свыше 7 мл.

Говорят на татарском языке тюркской группы алтайской семьи. Верующие - мусульмане - сунниты. Делятся на довольно большое количество субэтнических групп, которые входят в число трех этнотерриториальных:. Самые многочисленные волго-уральские, включающие в себя казанских, касимовских, мишарей, кряшен.

Среди сибирских выделяются тобольские, тарские, барабинские, бухарские, тюменские. Среди астраханских - юртовские, кундровские и карагаши.

Калимуллин А.М. История Татарстана и татарского народа. XIX век

Письменность с 10 в. В прошлом у всех этнотерр. Впервые этноним "Татар" появился среди монг. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, Татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значит, роль в распространении этнонима "Татар". После падения ханств термин был перенесён и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей тат.

В условиях формирования этноса во 2-й пол. Ко времени переписи большинство Т. Этническую основу волго-уральских татар составили тюркоязычные племена болгар, создавших в Среднем Поволжье не позже нач. Европы - Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую как самостоят. В составе Волжско-камской Болгарии из мн. Включение её территорий в состав Золотой Орды привело к существенным этнополитическим изменениям. На месте бывшего независимого государства было образовано одно из десяти адм.

В 14 - сер. Касимовском ханстве просуществовало в сильно изменённом виде до х гг. Великого княжества Литовского за счёт выходцев из Золотой Орды, позже из Большой и Ногайских Орд.

В 18 - нач. Сибири, языковое и культурно-бытовое сближение па основе этнич. Одним из выражений этого процесса является усвоение всеми группами "общетатарского" самосознания. Сохранение локальных наименований указывает на незавершённость консолидационных процессов среди Т. Выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лён и коноплю.

В степной зоне стада были значительными, а у Т. Разводили домашнюю птицу -кур, гусей, уток, в последнее время -индеек. Второстепенную роль играло огородничество. Приуралье и Астраханском крае важное значение имело бахчеводство. Охота в недавнем прошлом как промысел существовала лишь у приуральских мишарей. Рыболовство носило скорее любительский характер, а на р. Урал, и особенно у астраханских Т. Обладали высоким мастерством в обработке кожи "казанский сафьян", "болгарская юфть" , овчины, шерсти.

На базе этих промыслов в Заказань с в вв. Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и др. Деревни аул в осн. Предкамья, части Приуралья характерны были селения малой и средней величины, расположенные в низинах, на склонах возвышенностей; в лесостепных и степных ареалах преобладали кр. Предкамья, основанные ещё во времена Казанского ханства, вплоть до кон. Нередко наблюдалось сосредоточение усадеб родственными группами, иногда наличие в одной усадьбе нескольких родственных семей.

Сохранялась давняя традиция расположения жилищ в глубине двора, сплошная линия глухих уличных оград и т. В ареалах с лесостепным и степным ландшафтом селения большей частью имели очаговую форму расселения в виде разреженной сети одиночных обособленных поселений.

Они характеризовались многодворностью, линейной, квартальной, упорядоченной уличной застройкой, расположением жилищ на линии улицы и т.

В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары. В моноэтничных селениях могло быть неск. На окраине селения располагались бани наземного или полуземляночного типа, мельницы.

В лесных ареалх, как правило, околицы селений отводились под выгоны, обносились оградой, а на концах улиц ставились полевые ворота басу капка. В них проводились базары, ярмарки, имелись все необходимые для адм. Усадьбы разделялись па две части: Здесь находились ток, овипшиш, мякинник, иногда баня. Реже встречались однодворные усадьбы, а у богатых крестьян усадьбы, в к-рых средний двор целиком отводился под животноводческие постройки.

Преобладала срубная техника ср-ва. Отмечалось и возведение жилых построек из глины, кирпича, камня, самана, плетня. Избы были наземные или на фундаменте, подклети. Преобладал двухкамерный тип - изба - сени, местами бытовали пятистенки, избы с прирубом. Зажиточные крест, семьи строили трёхкамерные избы со связью изба - семи - изба.

В лесных р-нах преобладали избы, соединённые через сени с клетью, жилища крестообразного плана, "круглые" дома, крестовики и изредка построенные по гор. В их число входили дома с полуподвальным жилым этажом, двух-, изредка трёхэтажные. Последние, построенные по традиц. Состоятельные крестьяне ставили жилые срубы на каменные, кирпичные кладовые, размещали в нижнем этаже лавки, магазины. Кровля стропильной конструкции, двускатной, местами четырёхскатной форм.

При бесстропильной конструкции в лесных р-нах применялась самцовая, а в стенных - покрытие накатом из брёвен, жердей. Площадь избы по линии печи разделялась перегородкой или занавесью на жен. Отопление осуществлялось печью с топкой "по-белому" и лишь в редких избах Т. Хлебопекарные печи возводились глинобитными и из кирпича, различались отсутствием или наличием котла, способом его укрепления - подвесным у отд. Интерьер жилища представлен длинными нарами, являвшимися универсальной мебелью: Стены, простенки, углы, навершия и т.

История Татарстана в XIX веке

Спальные места огораживались занавесью, пологом. Вдоль матицы, по верхнему периметру стен навешивались подзоры. Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой, настланными на нары и на полу войлочными и безворсовыми коврами, дорожками и т. Резьбой оформлялись наличники, плоскость фронтона, карниза, причелины, а также детали крыльца, полотнища и столбы ворот, верхняя решётка глухих заборов перед домом.

Ею же покрывались обшитые плоскости стен, углов. Накладная профильная резьба больше использовалась в сев. Здесь же получило развитие оформление навершия кровли, печных труб, водостоков узорами просечного железа. Поверх рубахи надевали безрукавный или с короткими рукавами камзол. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дубленые шубы. Головной убор мужчин кроме кря-шен - четырёхклиниая, полусферической формы тюбетейка тубэтэй или в виде усечённого конуса кэлэпуш.

Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьс-вой чаще золотошвейной вышивкой. Поверх тюбетейки а женщины - покрывала в холодное время надевали полу-сферическуго или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку бурек , а летом войлочную с опущенными полями шляпу. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор; только кряшенки убирали их короной вокруг головы, наподобие рус. Рабочей обувью служили лапти тат.

Их надевали с белыми суконными чулками. Основу пиания составляла мясо-молоч. Из конины любимое мясо мн. Лакомством считался вяленый гусь. Нек-рые группы готовили разновидности сыра. Напитки -чай, айран - смесь катыка с водой летний напиток. Во время свадьбы подавали ширбэт - напиток из фруктов и растворённого в воде мёда.

Сохранились нек-рые ритуальные блюда - элбэ жареная сладкая мука , мёд, смешанный с маслом бал-май ,- свадебное блюдо и др. Преобладала малая семья, хотя в глухих лесных р-нах до нач.

Семья была основана на патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин, нек-рые элементы жен. Браки совершались в осн.

В свадебных обрядах, несмотря на локальные различия, имелись общие моменты, составляющие специфику тат. В предсвадебный период, во время сватовства, сговора, помолвки стороны договаривались о количестве и качестве даров, к-рыми сторона жениха должна была одаривать сторону невесты, то есть о калыме; количество приданого невесты особо не оговаривалось. Молодая оставалась здесь до уплаты калыма в виде денег и одежды для девушки, продуктов для проведения свадьбы.

В это время молодой посещал свою жену по четвергам раз в неделю. Переезд молодой в дом мужа иногда затягивался до рождения ребёнка и обставлялся множеством обрядов. У кряшен и мишарей бытовали спец. Несмотря на возникновение у них территориальной разобщенности в составе Рос. У барабинцев исчезло представление о делении их на группы и племена, лишь в отд.

У тоболо-иртышских и томских татар ослабли, но полностью не исчезли представления о делении на субэтнич. По мнению одних учёных, Т. Сибири до реформы М. Сперанского, осуществлённой в конце 1-й четверти 19 в.

История Татарстана

Помимо них среди Т. По "Уставу об инородцах" почти все Т. В последние десятилетия семья состоит из двух реже из трёх поколений и насчитывает чел. Свои селения называли аулами или юртами, среди томских татар до революции сохранились термины улус и аймак. С сооружением дорог появились притракто-вые селения. В конце нач. В иек-рых пунктах прослеживались и др. Дома ставили по обе стороны улицы, редко встречалась в прибрежных селениях односторонняя застройка. Срубные юрты в вв.

Позднее строили дома по образцу русских, нек-рые имели двухэтажные срубные дома, а в городах зажиточные купцы и промышленники - каменные дома.

В интерьере домов Т. Нары заменяли всю необходимую мебель. В домах были ещё столики на очень низких ножках, полки для посуды.

Лишь у богатых татар встречалась др. Отапливались дома печами - чувалами с открытым очагом, но нек-рыс татары пользовались и рус. Лишь немногие дома украшались узорами, расположенными на наличниках окон, карнизах, воротах усадеб. В основном это был геометрии, орнамент, но иногда в узорах прослеживались изображения животных, птиц и людей, что запрещалось исламом.

Чаще узорами украшали одежду, головные уборы и обувь. Из мусульманских праздников наиболее широкое распространение имеют Ураза рамазан и Курбаи байрам. В нек-рых деревнях Т. Среди части барабинских и томских татар вплоть до х гг.

Из домусульманских верований сохранялись культ предков, культ животных, тотемизм, вера в духов - хозяев явлений природы, жилищ, усадеб, астрально-мифологич. В послереформенные годы развития народного образования в Казани произошли заметные сдвиги. Утверждение капиталистического хозяйства, развитие промышленности и торговли настоятельно требовали повышение образовательного уровня городского населения, увеличивали спрос дипломированных специалистов, грамотных и обученных рабочих.

В пореформенные годы увеличилось число городских учебных заведений и количество учащихся. Если в г. Таким образом, за 22 года количество учебных заведений и учащихся в них увеличилось почти в два раза.

Иными словами, вся система народного образования в Казани в среднем каждый год пополнялась 2-мя учебными заведениями и учащимися. Такой темп роста для Казани — крупного промышленно-торгового центра — был явно недостаточен и далеко не все дети могли получить даже начальное образование. Сама система народного образования, сложившаяся после буржуазных реформ х годов XIX века, была довольно сложной. В конце прошлого — начале нашего века она выглядела следующим образом. В городе функционировали начальные школы училища нескольких типов: Кроме этих школ, существовали частные начальные школы, в задачу которых входила подготовка для поступления в младшие классы средних учебных заведений и репетиторство младших классов средних школ.

В начальных русских школах училищах преподавали закон Божий краткий катехизис и священная история , чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики. Таким образом, школы не давали учащимся необходимых знаний. Они не предусматривали преподавание таких важных предметов как естествознание, география, история. Отсюда резкое несоответствие между школьными программами и требованиями к жизни. Несмотря на увеличение числа школ, большинство детей рабочих и других трудящихся оказывались вне школы.

В году, например, в Казани детей школьного возраста от 8 до 14 лет насчитывалась немногим более 15 тысяч человек, а училось в начальных городских школах менее 3-х тысяч. Велик был и отсев учащихся. Причины этого заключались в тяжелых материальных и бытовых условиях жизни трудящихся. Городские власти не проявляли большой заботы о состоянии и дальнейшем развитии начальных школ. В году, например, на их содержание было израсходовано всего лишь 7.

В Казани первые новометодные школы появились в конце х годов. Объективно они сыграли положительную роль в деле светского просвещения татар, хотя во многих таких школах и продолжали преобладать теологические дисциплины. Подготовка учителей для начальной школы проводилась в Казани в нескольких учебных заведениях: Открытие учительского института произошло в году.

Казанская учительская семинария была открыта в году по инициативе миссионера Н. С года школа находилась в ведении директора учительской семинарии.

Она готовила учителей для начальных татарских школ главным образом в сельских регионах Среднего Поволжья и Приуралья. В первые четыре десятилетия своего существования в школе обучалось в общей сложности мальчиков и девочек. Окончило же курс со званием учителя человек, учительниц человек.

Буржуазные реформы х годов уничтожили сословный характер школы. Гимназии были официально объявлены общеобразовательной средней школой. В нее мог поступить любой, выдержавший вступительный экзамен и внесший плату за обучение. Однако до Октябрьской революции в стране не существовало единой средней школы. Так, в Казани в конце прошлого века функционировали три казенных мужские гимназии, одна мужская частная Мануиловой, три женские частные гимназии Мариинская, Ксешинская и Котовой и одно реальное училище в составе семи классов.

Наряду с общеобразовательными средними учебными заведениями в Казани было несколько специальных средних учебных заведений. Промышленное техническое училище с тремя низшими техническими училищами при нем: Программы были крайне перегружены, их изучение основывалось главным образом на зубрежке и заучивании отдельных фактов без попытки их обобщения.

Произведения великих русских писателей XIX и начала XX веков — Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Чехова — в гимназиях не изучались. Преподаванию точных наук уделялось совершенно незначительное внимание, хотя в программе и стояли такие предметы как арифметика, алгебра, геометрия, география и физика.

Ведущим высшим учебным заведениям в городе был университет, который играл крупную роль в развитии демократической культуры и науки. В пореформенные годы в нем функционировало четыре факультета: Он привлекал молодежь Поволжья, Урала и Сибири. Среди лучшей части его студентов широкое распространение получили прогрессивные идеи своего времени.

Многие выпускники университета, работая впоследствии преподавателями гимназий, семинарий, училищ, сельских школ стремились донести эти идеи до своих учеников, до народа. В начале х годов в Казанском университете обучалось студентов по количеству студентов он занимал шестое место из семи университетов страны.

Университет выдвинул ряд замечательных ученых, которые внесли большой вклад в развитие русской и мировой науки.

Республика Татарстан имеет богатую историю. Первым государством в регионе стала Волжская Булгария, созданная тюркскими племенами, предки которых уже имели опыт государственности в рамках Тюркского каганата и Гуннской державы, приблизительно в VIII - IX веках. В году она принимает в качестве официальной религии ислам, что означало ее международное признание и попадание под влияние Арабского халифата.

Булгария была наиболее развитым в политическом и экономическом отношении государством региона и играла большую роль в жизни народов края. Страна первой в Европе стала выплавлять чугун.

Кроме металлургии были развиты ювелирное искусство, кожевенная промышленность, культура, наука и образование, Единство страны, наличие регулярных вооружённых сил и хорошо поставленной разведки позволили ей противостоять монгольским захватчикам. Лишь с четвёртой попытки в году превосходящими силами им удалось сломить сопротивление булгар, но и после этого монголам требовалось содержать огромный гарнизон, чтобы усмирять непокорный край.

Булгария становится улусом в составе Золотой Орды, причём у власти, как и в русских княжествах, остаётся местная династия. Но начинают проявляться центробежные тенденции: Выход был закреплён в году с образованием Казанского Ханства. Отношения Казанского Ханства с Москвой были весьма непростыми. Постоянные войны, набеги разбойников, и вмешательство со стороны русского соседа ослабляли страну.

Окрепшее Русское государство смогло захватить в году Казань, хотя чтобы сломить сопротивление народа потребовался не один десяток лет. Казань становится одним из важнейших городов России, а в году центром огромной губернии позже её территория урезается. После Октябрьской революции в году, в соответствии с новой государственной национальной политикой, создаётся Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика.

Сложная внутренняя ситуация в Советском Союзе и начавшиеся процессы перемен непосредственно повлияли на положение республики. Условия использования Родителям Реклама Правообладателям. Ученица 10 а класса Шарова М. Оглавление ВВЕДАНИЕ 3 Татарстан 3 Татарский народ в XIX веке 4 Этногенез в XIX веке 4 Основное занятие народонаселения в XIX веке 5 Поселения в XIX веке 5 Одежда в XIX веке 7 Основа питания 8 Демографическая ситуация 8 Территория народонаселения 9 Общественный уклад 9 Народные праздники 10 Образование вXIX веке 10 Начальные школы.

Делятся на довольно большое количество субэтнических групп, которые входят в число трех этнотерриториальных: Татарский народ в XIX веке Этногенез в XIX веке Во 2-й пол.

Основное занятие народонаселения в XIX веке Традиц. Поселения в XIX веке У Т. Одежда в XIX веке Муж. Основа питания Основу пиания составляла мясо-молоч. Демографическая ситуация Преобладала малая семья, хотя в глухих лесных р-нах до нач. Территория народонаселения Постепенно стабилизировались этнич. Общественный уклад В период Сиб. Народные праздники Из нар. Образование в XIX веке В послереформенные годы развития народного образования в Казани произошли заметные сдвиги.

Подготовка учителей для начальной школы Подготовка учителей для начальной школы проводилась в Казани в нескольких учебных заведениях: Казанский Университет Ведущим высшим учебным заведениям в городе был университет, который играл крупную роль в развитии демократической культуры и науки. Основана в домонгольское время. Казань завоевана Иваном IV и присоединена к Русскому государству. Город Биляр основан в Х в.

Основан в Х в. Возродился после запустения в XVII в. Успенское, с конца XIX в. Возникла на рубеже X-XI вв. На юго-восточной окраине города расположено Елабужское Чертово городище XI-XII вв. Известен с периода Казанского ханства как Лаеш, с г. Основан в г. С середины XVIII в. Село Чистое поле Архангельская слобода основано в нач.

Западнее города расположен комплекс "Джукетау" X-XV вв.